понедельник, 23 января 2012 г.

Регламент работы с ПДЗ



РЕГЛАМЕНТ
 «Организация контроля и профилактика Просроченной Дебиторской задолженности»

Цели: упорядочить процесс контроля, взаимодействия отделов, систему действий сотрудников, при возникновении просроченной ДЗ.
ПДЗ – просроченная дебиторская задолженность.

КРУГ ЛИЦ ПРИНИМАЮЩИЕ УЧАСТИЕ В
ДАННОМ РЕГЛАМЕНТЕ
Директор ТК
Руководитель Департамента Продаж
Менеджер-координатор
Супервайзер, Региональный представитель
Торговый представитель

Действия сотрудников ДП при возникновении ПДЗ:

  1. ОБНАРУЖЕНИЕ/ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЯ

Менеджеры – координаторы (МКО), ежедневно предоставляют РП, ТП график погашения, отчет ПР004 с детализацией «График погашения».  Так же менеджеры координаторы самостоятельно ведут работу по профилактике ПДЗ.
Описание функциональных обязанностей сотрудников ДП:
1.       МКО, каждый понедельник после разнесения денежных средств в программном комплексе 1С, снимают отчет ПР004 с детализацией «График погашения» по регионам находящимся в их зоне ответственности.
2.       На основании графика погашения, МКО еженедельно готовит график за благовременного обзвона клиентов в течении текущей недели, т.е. звонок клиенту должен состоятся за 2-1 день до наступления даты оплаты.
3.       На основании звонков и полученных результатов переговоров проводят контроль факта оплаты  клиента, в случае не оплаты клиентом, вся ответственность переходить на РП, ТП, Супервайзера. В случае обнаружения отсутствия оплаты со стороны клиента в оговоренные ранее сроки, ставят в известность РП, ТП в эл. виде.
4.       В течении недели и работы с клиентами, ведут на основе графика погашения краткий отчет с комментариями о проделанной работе и обязательствами клиентов. В случае отсутствия на текущий момент РП,  ТП , весь дальнейший функционал, работа в соответсви с данным регламентом переходит в зону ответственности МКО, РДП.
РП, ТП при работе с клиентом самостоятельно следят за дебиторской задолженностью. Владеют информацией по срокам оплаты, суммам долга клиентов. При выявлении нарушении сроков оплаты РП, ТП информирует РДП, Руководителя ТК, в зависимости от критерии важности суммы.
Супервайзер, РП (где работают ТП) также самостоятельно осуществляет контроль над дебиторской задолженностью клиентов своего Региона, своевременно предупреждая и пресекая появление ПДЗ. При выявлении нарушении сроков оплаты Супервайзер информирует ТП, РДП, Руководителя ТК, в зависимости от критерия важности.

            Уточнение причины у клиента ( звонок клиенту).
РП, ТП Супервайзер за один рабочий день до наступления даты оплаты обязаны проконтролировать намерения клиента своевременно оплатить задолженность, т.е. если срок оплаты у клиента 14.03, 13.03 ему должен быть сделан звонок, визит, в зависимости от маршрута работы. В случае выявления нарушения клиентом своих договорных обязательств РП, ТП Супервайзер обязан включить в маршрут визит к данному клиенту.

            Проверка по важности суммы
 РТП, ТТП, Супервайзером исходя из понятия важности суммы, сложившейся ситуации, по предварительному согласованию с РДП и Руководителем ТК принимают решение о самостоятельном оперативном вмешательстве.   
       Критерий важности по суммам
Суммарно по клиенту
А. свыше 30000. РП, ТП, Супервайзер обязаны проинформировать РДП, Директора ТК с обязательным описанием причин нарушения клиентом своих договорных обязательств.
В. до 30000. РП, ТП, Супервайзер начинают самостоятельно проводить работу с клиентом по возврату долга.
* Важность суммы может варьироваться в зависимости от территориальной удаленности клиента и сложившейся ситуации.

Санкции к РП, ТП допустившим возникновение ПДЗ.
РП должны биться за каждый день просрочки и быть заинтересованными в том, чтобы клиент рассчитался, например, завтра, а не в "понедельник-вторник". Каждый рабочий день РП, ТП будет терять 10% от своего бонуса.
Пример:


Сумма отгрузки
20 000р.










бонус (%)
1,5%










бонус (руб)
300р.










ШПДЗ (%/дн)
10%
1дн
2дн
3дн
4дн
5дн
6дн
7дн
8дн
9дн
10дн
ШПДЗ (руб/дн)
30р.
30р.
60р.
90р.
120р.
150р.
180р.
210р.
240р.
270р.
300р.
Итого на руки

270р.
240р.
210р.
180р.
150р.
120р.
90р.
60р.
30р.
- р.

Т.о. к 3-ей неделе РП, ТП также можете лишиться всего бонуса, НО (!) у вас есть выбор,
либо получить деньги на следующий день и заработать 270р., либо на 6-ой и
получить всего 120р.

Резюмирую:
а) активная работа по профилактике ПДЗ;
б) скорейшее получение сумм, попавших в ПДЗ;

 2. РАБОТА С КЛИЕНТОМ ПО ВОЗВРАТУ ДОЛГА

2.1.  Посещение и согласование сроков оплаты
При получении информации о нарушении сроков оплаты  Супервайзер, РП, ТП исходя из критерии важности сумм и сложившейся ситуации созванивается, встречается с клиентом, посещает торговую точку в тот же день. (При встрече с клиентом необходимо учитывать его территориальную удаленность, важность суммы и ситуацию).  Цель визита/контакта, подписание с клиентом  Гарантийного письма (далее ГП). Вопрос о переносе сроков отплаты РП, ТП, Супервайзер решает самостоятельно, если срок не превышает 5 банковских дней. В случае, если срок переноса превышает 5 банковских дней, согласовывает с Руководителем ДП,  Супервайзером. ГП должно быть предоставлено В ДЕНЬ,  когда сумма дебиторской задолженности должна быть оплачена клиентом, т.е. если у клиента срок оплаты выходит 14.03, и клиент по тем или иным причина не может своевременно оплатить, ГП должно поспасть в офис 14.03. 
        Описание функциональных обязанностей сотрудников ДП:
        1. РП, ТП исходя из графика погашения, в день, я подчеркиваю в день срока оплаты, обязаны
            включить в маршрут данного клиента, предварительно договориться с клиентом о встрече,
            клиент  должен подготовить ГП и подписать его, РП, ТП в день получения должны отправить ГП по
           факсу/сканер  в офис НСК. Так же, приемлем  вариант, когда клиент самостоятельно высылает ГП.
           Отсутствие ГП ведет к административной ответственности на сотрудника ДП в размере 50
           рублей за каждый день просрочки.   В случае отсутствия/отпуск/болезнь  РП, ТП данная работа
           ложиться на плечи менеджеров координационного отдела.
** В случае невозможности по тем или иным причинам подписать ГП о переносе сроков оплаты, РП, ТП, Супервайзер, так же в день оплаты клиента, обязаны предоставить Служебную записку (в свободной форме) с описанием причин, которые  не позволяют подписать ГП,  итогов переговоров с клиентом, с указанием срока оплаты клиентом ПДЗ. В данной ситуации вся ответственность по выполнению клиентом своих обязательств по переносу срока оплаты ложится на плечи ответственного сотрудника ДП.

ГП должно быть подписано со стороны клиента Директором, либо Главным бухгалтером, и никак иначе, подписи продавцов, техничек не имеют силы.

2.2    Контроль отгрузки клиента при наличии ПДЗ.
Отгрузки клиентов с ПДЗ ЗАПРЕЩЕНЫ, без согласования с Директором ТК.
        Описание функциональных обязанностей сотрудников ДП:
  1. Контроль со стороны координационного отдела. Клиент, имеющий ПДЗ без согласования с
       Директором ТК, РДП,  в делопроизводство/отгрузку не принимается.
  1. Во вложении "Служебная записка", без которой рассматривать возможность отгрузки клиента
       Директор ТК, РДП не будет.
  1. Заполнены должны быть все столбцы. Основную работу по заполнению должны выполнять ответственные менеджеры. Координатор подписывает у РДП, после чего предоставляет Директору на рассмотрение.
  2. Желательно, не бегать по каждому клиенту по отдельн6ости, а сформировать общий список
              по региону/менеджеру.
  1. Директор Компании готов рассматривать индивидуальные истории.

2.3     Контроль   оплат в соответствии с графиком погашения задолженности и Гарантийного письма.
       РП, ТП при работе с клиентом с ПДЗ самостоятельно следят за исполнением клиентом своих
       гарантийных обязательств. Владеют информацией по срокам оплаты, суммам долга клиентов.
1.       РП, ТП, в день выполнения/не выполнения клиентом своих  гарантийных обязательств (даты оплаты) обязаны отчитаться перед Директором ТК, с копией на РДП, о выполнении клиентом своих обязательств. Отсутствие отчета ведет за собой административные санкции в размере 50 рублей в день за каждый день просрочки отчета.
2.4 Повторное посещение  выяснения причин «отказа от оплаты»
Супервайзер, РП совместно с менеджером, ТП где есть, производят повторное посещение клиента о невыполнении ранее составленного графика погашения, ГП,  о переносе сроков оплаты, невыполнение графика погашения, ГП, задолженности происходит с целью установления действительных причин   непогашения задолженности. Так же при повторном посещении необходимо установить наличие товара ГК Ормис на торговых и складских помещениях клиента.
В момент, когда сумма ПДЗ более 15 дней просрочки, задолженность переходит в зону ответственности РДП, не снимая ответственности РП, ТП, Супервайзера.
В случае если задолженность клиента превышает 21 календарный день, то по отношению к клиенту выставляется претензия.
Описание функциональных обязанностей сотрудников ДП:
  1. Когда срок ПДЗ перешел границу в 21 календарный день обязаны выслать  запрос на Претензию Ведущему Менеджеру КО.

  1. Ведущий Менеджер КО в течении рабочего дня подготовить Претензию и эл. виде предоставить РП,
              ТП.
3.       РП, ТП, после получения Претензии обязан включить в маршрут данного клиента, предварительно
              договориться с клиентом о встрече и передать претензию клиенту.
4.       Срок передачи Претензии клиенту и отправки по факсу второго экземпляра
              в офис НСК не более двух рабочих дней.


      2.4. Подготовка решения о «возврате продукции»
По результатам повторных переговоров может быть принято  решение о возврате товара либо повторное  предоставлении дополнительной отсрочки.
После повторного предоставления отсрочки и  в случае повторного нарушения клиентом своих обязательств принимается решение о возврате товара с обязательной письменной фиксацией претензии. То есть клиенту необходимо вручить письменную претензию  (приложение №5) с обязательной  регистрацией ее у клиента ( отметка о получении документа уполномоченным сотрудником компании или  регистрация его в секретариате/бухгалтерии  клиента).
Данное решение  , о возврате товара, принимается исходя из:
           а.) Давности работы с клиентом и его финансовой  дисциплинированности ( обязательности)
           б.) Причин переноса срока оплаты клиентом
           в.) Дальнейших перспектив работы с клиентом
      2.5.Осуществление возврата продукции.  
Возвращенный товар приходуется на складе, после чего устанавливается  окончательная сумма долга. При подписание окончательного акта сверки с клиентом у последнего с учетом его финансового положения, дополнительно выясняется сроки погашения оставшейся задолженности. Составляется график погашения оставшейся задолженности
** Возврат товара на склад происходит в соответствии с регламентом складских операций  ДЛ ТК.
      2.6.   Пересмотр условий работы с данным клиентом.
После произведенного возврата продукции РДП совместно с Руководителем ТК и супервайзером, РП определяются о дальнейших условиях работы с клиентом.  
Менеджер-координатор вносит измененные условия работы с клиентом в клиентскую базу.
                а.) Перевод клиента на оплату по факту
                б.) Прекращаем работу
                в.) Уменьшение сроков отсрочки и объемов отгружаемой продукции
                г.) Перевод клиента на 50% предоплату продукции

Комментариев нет:

Отправить комментарий